В семье совершается процесс становления личности человека, закладываются базисные основы, оттачиваются грани личности через ее приобщение к духовным ценностям. Здесь ребенок включается в общественную жизнь, усваивает необходимые нормы поведения. Асабліва значна выхаваўчае ўздзеянне сям'і на дзяцей з абмежаванымі магчымасцямі здароўя. Мы вывучаем сямейны вопыт выхавання навучэнцаў нашай школы, так как считаем, что он будет интересен многим родителям. Сёння мы прапануем вашай увазе гутарку з Цыганковай Любоўю Іванаўнай – мамой учащегося 5 «Б» класса Цыганкова Вениамина. Любоў Іванаўна падзялілася сваімі метадамі выхавання.
– Любовь Алексеевна, расскажите о своём детстве.
– Родилась я в городе Рогачёве. Семья наша была большая. Всего пятеро детей: три девочки и два мальчика. Я была младшая в семье. Была очень самостоятельным ребёнком. Знаете, такой девочкой с мальчишеским характером. Мне было интересно общаться и играть с мальчиками. У меня есть брат, он слабослышащий. Мы всегда играли вместе. Я его оберегала, помогала во всём.
-Хто Вы па прафесіі?
–Пасля дзевятага класа я паступіла ў вучылішча на цырульніка. В тот день, когда защитила диплом, родился старший сын. Жизнь так сложилась, что по специальности мне не довелось работать.
-Падзяліцеся Вашымі метадамі выхавання.
– Нелегко воспитывать ребёнка с психофизическими особенностями. Мне бывае цяжка вызначыць: когда сыну в самом деле трудно, а когда он ленится. Я стараюсь убедить его, что нужно преодолевать трудности. Помогаю ему во всём. А если проблемы с уроками, то вместе пытаемся сделать домашнее задание.
-Якая роля сям'і ў выхаванні дзіцяці?
– У аснове любых чалавечых адносін ляжыць каханне. И любовь ребёнок получает прежде всего в семье. Бацькоўская любоў павінна быць мудрая і цярплівая. Недостаточно только родить ребенка, падарыць яму фізічную жыццё, надо суметь открыть ему пути к любви, веры і сумлення, ко всему тому, что составляет источник духовного характера и истинного счастья. Я думаю, што бацькоўская любоў павінна будавацца на разуменні і павазе асобы дзіцяці, на желании понять и оценить мир его глазами.
-Скажыце, калі ласка, как и когда вы узнали, што Ваша дзіця інакш пазнае свет?
–…. В полтора года. До этого возраста мы замечали: Веніямін не заўсёды адгукаецца на сваё імя. Но пытались это объяснить тем, что он заигрывается, может, поэтому не слышит. Но врачи сказали, что у ребёнка слуховая депривация. Но на этом наши испытания не закончились. У 5 лет у мальчика проявилось нервно-мышечное заболевание… Мы только могли смириться с нашими бедами, не падать духом…
– Как Вы считаете, можно ли научить говорить глухого ребёнка?
– Я считаю, что можно. Только надо систематически и постоянно заниматься.
– У Вас ёсць пазнання ў галіне карэкцыйнай педагогікі?
– Я владею дактилем. Кода сын дома, много занимаюсь с ним. Напрыклад, пишу слова или фразы. Потом закрываю и прошу, чтобы он повторил их. Вместе изучаем детскую энциклопедию. Объясняю незнакомые слова, пытаюсь заинтересовать ребёнка чтением книг.
– Якую мэту ставіце перад сабой і сваім сынам пасля заканчэння школы?
– Самое главное, мне бы хотелось, чтобы Вениамин нашёл себя в жизни. Вядома, было бы замечательно, если бы он получил хорошую профессию и мог реализовать свои способности исследователя.
– Чым любіце займацца разам з сям'ёй?
–Любим вместе гулять. Ходить на речку. Часто посещаем аквапарк. А ещё в свободное время складываем конструктор «Лего».
– Ваши пожелания ученикам, бацькам і супрацоўнікам школы?
– Сотрудникам школы хочу пожелать здоровья и терпения. Ученикам – старания в учёбе, а родителям – уделять внимания детям и направлять их в жизни.
А мы желаем семье Цыганковых здоровья, шчасця.
Гутарку вяла Князева І. А., учитель русского языка и литературы