Лето для детей – это долгожданный праздник. Полноценное лето способно обеспечить детям запас энергии на весь будущий год. Это значит, что в летний период обязательно должны быть и новые впечатления, и общение со сверстниками, и правильное питание, и закаливающие процедуры.
В то же время нельзя забывать о закреплении в памяти ребенка приобретённых в течение учебного года знаний и навыков. Самый продуктивный метод повторения пройденного материала – включить полученные за год знания и умения в рамки занимательных игр. Не надо заставлять ребёнка летом заниматься специально. Только игра и живое непосредственное общение! Вот несколько советов и подборка игр, которые помогут понять принципы летнего «обучения».
Развитие речи
1. Игры с мячом «Съедобное – несъедобное», «Живое – неживое», «Я знаю 5 названий (имён) …», «Наоборот» (на слова с противоположным значением: высокий – низкий, лёгкий – тяжёлый) – помогают отрабатывать ритм, скорость реакции, умение думать и говорить одновременно, увеличивают словарный запас ребёнка.
2. Игры в слова. Они могут скрасить долгий путь в транспорте, скучный поход “по делам” или дачные хлопоты, и в то же время очень хорошо развивают словарь и слуховую память. К таким играм можно отнести:
– какими словами, красками можно описать время года;
– назови слово-предмет, слово-действие, слова-ассоциации, слово-цвет, только весёлые слова;
– расскажи о предмете: какой он (назови как можно больше прилагательных): яблоко какое? – зелёное, большое, твёрдое, сочное, душистое;
– что он может делать (назови как можно больше глаголов): цветок что делает? – растёт, цветёт, распускается, вянет и т.д.
3. Играйте в слова, где изменяется только один звук: почка – дочка – точка – кочка -…
4. «Найди ошибку в предложении». ( В лес… растут грибы. Шишки растут … ёлке.)
5. Учите ребёнка составлять рассказ по картинке. Объясните, что рассказ состоит из начала (короткого, как утро), середины (длинной, как день) и конца (короткого, как вечер).
Чаще читайте ребёнку вслух. Это сближает ребёнка и взрослого, развивает слуховое внимание, вызывает у ребёнка желание научиться читать, создаёт условия для дальнейшего грамотного письма.
Обсуждайте прочитанное, рассматривайте иллюстрации – пусть ребёнок тренирует память и рассказывает вам, что он запомнил, что ему больше понравилось в сказке или рассказе. Попросите его описать понравившегося героя. Рассматриваете ли вы картинку, читаете ли книгу, слушаете ли сказку – обращайте внимание ребёнка на редко встречающиеся в бытовых разговорах обороты речи, спрашивайте, что значит то или иное слово.
Станьте ребёнку другом и помощником в достижении общей цели. С этой непростой задачей мы справимся только при совместных усилиях, упорстве и оптимизме.
Развитие мелкой моторики
- Собирать, перебирать ягоды;
- полоть грядки;
- выкладывать рисунки из камней, шишек, спичек, круп;
- играть с глиной, мокрым песком;
- играть с мячами и мячиками (бросать, ловить, бить в цель)
- бросать и ловить летающие тарелочки.
- собирать мозаики, конструкторы, паззлы;
- перебирать крупы;
- играть с пальчиками (народные игры типа «Сорока»);
- раскрашивать раскраски цветными карандашами;
- складывать простые игрушки из бумаги (оригами);
- вышивать (крупным крестиком);
- завинчивать гайки (игрушечные и настоящие);
- плести из бисера;
- лепить из пластилина, пластика, теста.
Родителям необходимо помнить:
- Принуждать ребенка заниматься нельзя, необходимо заинтересовать его.
- Занятия должны проходить в виде игры, к следующему упражнению переходить, лишь усвоив предыдущее.
- Не фиксировать внимание на ошибках, а тактично исправить ребенка.
- Постоянно контролировать речь детей, учить правильно произносить звуки в словах, фразах.
- Не патрабаваць ад дзіцяці называць або казаць тое, што яму ў дадзены момант недаступна.
Материал подготовила Хрущинская Т.В., настаўнік-дэфектолаг.