Ребенок первый раз идет в школу. Это важное событие не только в его жизни, но и в жизни его родителей, педагогаў, школы. Как подготовить ребенка к новой жизни, как организовать учебу, чтобы она была в радость детям, и им хотелось бы каждое утро идти в школу? Обсудим вопросы, которые задаются чаще всего родителями.
1. Возраст поступления ребенка в первый класс?
В соответствии со статьей 159 Кодекса Республики Беларусь об образовании в I класс принимаются лица, которым на 1 сентября соответствующего учебного года исполняется шесть и более лет. По желанию одного из законных представителей ребенка допускается прием в I класс лица, которому шесть лет исполнится в период с 1 па 30 сентября соответствующего учебного года.
2. Какие документы необходимы при поступлении ребенка в первый класс?
Перечень документов, необходимых для оформления ребенка в УО «Бобруйская государственная специальная общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушением слуха»:
1. Заявление родителей
2. Путевка управления образования Могилевского облисполкома (г. Магілёў, Дом Саветаў, кабинет 629, тел.25-14-24)
3. Выписка из протокола заседания ПМПК областного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (г.Магілёў, ул.Ленинская, д.68, тел.25-13-63)
4. Медицинское заключение о состоянии слуха и речи (с аудиограммой)
5. Личное дело (для выпускников дошкольных учреждений)
6. Свидетельство о рождении (ксерокопию)
7. Удостоверение инвалида (если есть) (ксерокопию)
8. Медицинскую карту (с картой профпрививок)
3. Правомерно ли проведение в школах тестирования детей, поступающих в первый класс?
Прием детей в учреждения общего среднего образования осуществляется без вступительных испытаний.
4. Обязательно ли присутствие ребенка при подаче документов в школу?
Не обязательно.
Для учащихся 1 класса предусмотрена щадящая организация образовательного процесса:
– уроки проводятся только в первую смену;
– каждый обучающийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с ростом и состоянием слуха и зрения;
– учебники и дидактические пособия рекомендуется хранить в школе;
– в середине третьей, самой продолжительной четверти организуются дополнительные каникулы в течение одной недели;
– продолжительность учебного занятия – 35 минут с обязательным проведением двух физкультминуток по 1,5-2 минуты каждая;
– продолжительность перемен между учебными занятиями не менее 10 хвілін, после второго или третьего учебного занятия проводится динамическая пауза (прогулка на свежем воздухе) продолжительностью не менее 30 хвілін.
– домашние задания учащимся не задаются.
5. Как помочь ребенку быстрее привыкнуть к школьной жизни?
Успехи шестилетнего ребенка в школе во многом определяются его готовностью к ней, а таксама, и это важнее всего, отношением родителей и учителя к новой деятельности в жизни ребенка.
Для успешного обучения школьников необходимо учитывать особенности их адаптации (привыкания, приспособления) к школьной жизни.
Первый год обучения особенно трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он привыкает к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья.
Наблюдения показали, што социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (примерно 50-60%) привыкают в течение 2-3-х месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает своих одноклассников, приобретает друзей. У таких детей преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, способность добросовестно и без видимого напряжения выполнять требования учителя.
Другим детям (около 30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, плачут, жалуются). У этих детей возникают трудности и в усвоении школьных программ.
І, нарэшце, в каждом классе есть примерно 14% дзяцей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети отличаются устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, мешают проводить учебные занятия и пр.
Наиболее напряженными для всех детей являются первые четыре недели обучения. Очень важны в это время внимание и поддержка со стороны родителей и учителей. Необходимо быть сдержанными, спокойными, поддерживать достоинства детей, радоваться их успехам, стараться помочь наладить отношения со сверстниками.
Уважаемые родители!
Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша шчырая зацікаўленасць у яго школьных справах і клопатах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
Обсудите с ребенком те правила и нормы, з якімі ён сустрэўся ў школе. Растлумачце іх неабходнасць і мэтазгоднасць.
Ваш ребенок пришел в школу, каб вучыцца. Калі чалавек вучыцца, у яго можа нешта не адразу атрымлівацца, гэта натуральна. Ребенок имеет право на ошибку.
Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, сочыце за яго выкананнем.
Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. У кожнай рабоце абавязкова знайдзіце, за што можна было б яго пахваліць. Памятаеце, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, яго навучальных справах, не саромейцеся звяртацца за радай і кансультацыяй да настаўніка або школьнага псіхолага.
С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чым вы. Гэта настаўнік. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
Учение – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радасці, гульні. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.
Вы как никто другой знаете своего ребенка, прислушайтесь к нему, постарайтесь понять его чувства и переживания. И тогда учеба в школе будет в радость ребенку и родителям.
А 1 верасня устройте ребенку настоящий праздник – поход в парк, выезд на природу, посещение кинотеатра или театра. И обязательно – цветы. И обязательно – торт или пирог. И обязательно – мороженое. Праздник! Даже если ребенок идет не в первый, а во второй или в четвертый класс. Один раз в году – праздник школы. Ведь это же так здорово – «первый раз в первый класс»!