Обнаружив ребенка с признаками девиантного поведения желательно поставить перед собой гуманную и благородную цель — помочь детям в преодолении трудностей.
- Перш за ўсё трэба заняць непрымірымую пазіцыю і прад'яўляць катэгарычныя патрабаванні, вводить активное принуждение выполнить их в случае, когда дело касается важнейших общественных правил поведения или законов. Ребенку любого возраста указываются рамки дозволенного, выход за пределы которых не только осуждается, но и наказывается.
- Учитель должен устранять не последствия, а причину. Устранение причин, вызывающих неправильное поведение, если только эти причины устранимы и если педагоги и родители смогли разобраться в них, — реальная основа для устранения развивающихся отклонений.
- Педагог устанавливает непрерывный мониторинг, т. гэта. систематический надзор за отклонениями в поведении детей с обязательным и своевременным реагированием на возникающие ситуации. Иногда он может «не заменить» проступка, если последний носит чисто случайный характер, или ребенок и сам его довольно мучительно пережил, або, нарэшце, замечание родителей и учителя угрожает «переполнить чашу» и вызвать добавочные осложнения.
- Политика «кнута и пряника», т. гэта. сочетание наказаний с увещеваниями, просьбами, советами — пока самая надежная в коррекционном воспитании и дает наилучшие результаты. Разъяснение, убеждение, пробуждение чувства долга, раскаяния, стыда сочетаются, если это полезно, с запугиваниями, предостережениями, наказаниями. Не надо бояться и отвергать того, что издавна применялось в нашем национальном воспитании. У каждого народа воспитание прошло свой путь. Гуманизм для нас сегодня — это реальная помощь ребенку. Здесь все средства хороши. В наших национальных традициях — стремление к тому, чтобы раскаяние и стыд, недовольство собой переживались глубже, чем наказание.
- Известно, что чувства способны притупляться, коль скоро причины, их вызывающие, становятся привычными. Поэтому действия педагога должны восприниматься детьми как справедливые («за дело») и соразмерные совершенному проступку. Наказания должны быть редкими, ощутимыми, разнообразными. Неприятные переживания, связанные с наказаниями, весомее, нежели удовольствие, полученное от совершения дурного поступка. Наказание не должно оскорблять и унижать ребенка, оно не должно носить издевательского или неоправданно жестокого характера.
- Поощрения не должны восприниматься детьми как обязательные за любой их хороший поступок. Награды не должны быть направлены на воспитание у ребенка повышенной самооценки. Удовлетворение, полученное от хорошего поступка, и память о нем могут переживаться детьми сильнее, чем поощрение за него.
- Угрозы наказанием должны быть реальными. Мы часто и очень легко сулим нарушителю всяческие угрозы, не имея ни возможности, ни силы, ні жадання прыводзіць іх у выкананне. Што гэта выхоўвае? Толькі недавер і нежаданне прыслухоўвацца да нашых словах. Не варта пагражаць мерамі, загадзя невыканальнымі.
Парады настаўніка дзіцяці:
– нічога не зменіцца ў тваёй жыцця да таго часу, пакуль ты не захочаш, каб нешта змянілася:
– калі цяжка, хапайся не за ўсё адразу, а выпраўляй памылкі паступова;
– выбірай для пачатку толькі адзін, самый легкий недостаток и прежде всего кончай с ним;
– не падай духом, если долго нет улучшения или даже есть ухудшения;
– не слишком радуйся, если сразу получится; избавляться от приобретенных недостатков всегда трудно, яны могуць вярнуцца зноў.