Иногда привыкание ребенка к видеоиграм может быть симптомом более серьезной, скрывающейся под этим, проблемы. Например, ребенок может увлекаться видеоиграми как средством спасения от серьезных трудностей в школе и огромного напряжения, существующего между членами семьи дома.
Многие дети, особенно на пороге юношеского возраста, предпочитают проводить время, занимаясь видеоиграми. Их родителей беспокоит содержание этих игр, отсутствие социальных контактов у детей, узость их интересов и полная оторванность их от дома и семьи.
Но где провести границу между простым интересом и настоящей зависимостью?
Когда ваш ребенок занимается видеоиграми, постарайтесь заметить, не впадает ли он в состояние транса. Это указывает на возникшее привыкание.
Если вы пытаетесь ограничить время, проводимое ребенком за видеоиграми, а он упорно сопротивляется, втягиваясь в борьбу за право заниматься видеоиграми сколько ему хочется это признак привыкания. Ребенок, втянувшийся в видеоигры, найдет самые разные способы обойти правила и делать то, что ему делать не разрешают.
Дети, страдающие от болезненного привыкания к видеоиграм, нуждаются в помощи. Если вы считаете, что ваш ребенок относится к их числу, попробуйте последовать советам, направленным на то, чтобы взять под контроль вредную привычку ребенка.
Разработайте поощрительную систему. Используйте видеоигры в качестве поощрения за выполнения работ по дому, успешного выполнения домашнего задания или завершения каких — то особых занятий в доме.
Установите предел времени на занятия видеоиграми. Можно купить специальный прибор для контроля за временем, которое проводит за видеоиграми ваш ребенок. Вы можете установить программу, разрешающую пользоваться видеоиграми определенное количество часов в неделю — и не больше.
Введите программу «перерывов для возвращения к реальности». После одного часа видеоигр ребенок должен сделать «перерыв для возвращения к действительности», во время которого он обсуждает с одним из членов семьи или с другом, что происходит в доме. Это отвлекает внимание ребенка от фантастического мира игр на несколько минут.
Отдых для усталых глаз и мышц. Во время «перерывов для возвращения к реальности» неплохо убедить ребенка делать короткие перерывы каждые двадцать минут для предупреждения перенапряжения глаз. Пусть он отведет взгляд от экрана и несколько секунд посмотрит на что-то вдали.
Посоветуйте ребенку в перерывах вставать и ходить одну или две минуты, чтобы снять мышечное напряжение. Эти перемены в положении тела также помогут напомнить вашему ребенку, что существует мир за пределами видеомонитора.
Вносите перемены. Изменяя обстановку, в которой привык заниматься видеоиграми ваш ребенок, вы облегчите себе задачу ограничения времени, отведенного для видеоигр. Например, вы можете изменить время начала видеоигр. Не позволяйте ему садиться за видеоигры сразу по возвращении из школы, и не разрешайте делать этого до тех пор, пока он не поест.
Сделайте это общим мероприятием. Пригласите друзей вашего ребенка поиграть в видеоигры вместе с ним, чтобы он не занимался этим в одиночку. Всякий раз, когда это возможно, приобретайте игры, в которые нужно играть вдвоем. Даже при одиночных играх двое детей могут играть вместе, поочередно, делая замечания по поводу успехов или неудач друг друга.
Если вы не можете победить их, присоединяйтесь к ним. Играйте в видеоигры сами, таким образом вы поймете смысл каждой игры и будете знать, о чем говорит ваш ребенок.
Вместо видеоигр поощряйте развивающие компьютерные игры. Убедите своего ребенка переключиться на компьютерные игры, развивающие кругозор ребенка и повышающие его образовательный уровень. Даже если он больше всего ценит координацию зрения и реакции в видеоиграх, существуют компьютерные игры, предоставляющие такую же возможность и более ценные для ребенка, чем большинство видеоигр.
Беритесь за настоящее дело. Вместо того, чтобы покупать видеоигру, основанную на каком-нибудь виде спорта, скажем, бейсболе или хоккее, отведите его на настоящий матч. При этом он не только отвлечется от экрана, но это даст вам и вашему ребенку товарищеское чувство совместного общения.