Памяти жертвам Холокоста

з ноября учащиеся школы-интерната, родители и педагоги стали участниками акции, приуроченной 77 годовщине трагедии, которая унесла из жизни порядка 10 тысяч мирных жителей. Среди них — дети, старики, женщины. В ночь с 6 на 7 ноября 1941 года в дерене Каменка Бобруйского района начался массовый расстрел узников гетто, которое располагалось на нынешней улице Бахарова. За двое суток огромные рвы заполнили тела погибших . Их изможденных гнали в дождь до самой деревни около 9 км.

Сбор участников акции был назначен возле административного здания Бобруйского завода тракторных деталей и агрегатов. Именно в этом районе находилось то самое гетто, из которого промозглым ноябрьским днем повели на расстрел тысячи евреев. Памятный знак узникам недалеко от проходной предприятия появился относительно недавно, в 2008 году, и возле него участники акции зажгли свечи. Председатель Бобруйской еврейской общины Олег Красный рассказал, что в 1941 году «дорогу смерти» до конца прошли не все. Немощных бобруйчан расстреливали на всем маршруте.

Первая остановка – в деревне Слободка, где у обочины дороги находится мемориал, состоящий из камня, стелы и пушки. Валун много лет назад установил местный житель Евгений Календо в память о односельчанах, которые погибли на фронте, а позже здесь был создан небольшой мемориальный комплекс. Мемориал в Каменке – тоже частная инициатива. Появился он в 70-х годах благодаря бобруйскому часовщику Мееру Зелигер. Он начал собирать деньги на то, чтобы увековечить память жертв Холокоста. У этого мемориала, установленного на пожертвования обычных людей, своя история. На то, чтобы поставить памятник ушло девять лет. Сам Меер Зелигер не дожил до открытия мемориала несколько месяцев. О евреях в первоначальной надписи на обелиске не было ни слова, формулировка по тем временам оказалась идеологически выверенной: «Здесь погребены тысячи мужчин, женщин, детей, военнопленных». Спустя годы, когда мемориал реконструировали, на памятнике появилось уточнение о том, кто же все же похоронен в двух каменских рвах. По предварительным подсчетам это около 40 тысяч белорусских и польских евреев и примерно столько же советских военнопленных. Камни под стеклянными колпаками-саркофагами по обе стороны от памятника – те самые обуглившиеся кости расстрелянных людей. Часть из них инициаторы создания мемориала решили оставить не погребенными как безмолвное доказательство трагедии времен Второй мировой.

Обсуждение закрыто.