Уважаемые родители! Специально создавайте ситуации, стимулирующие развитие навыков общения у Вашего ребёнка.
— Поддерживайте речевое общение с ребёнком во всех жизненных ситуациях
В магазине поставьте перед ребёнком проблемную ситуацию, а именно — спровоцируйте у него потребность в общении, вопросе, просьбе к незнакомому человеку. Например: обратив внимание на сладости, которые он очень любит: «Если хочешь эту шоколадку, я куплю, но ты должен (должна) попросить у продавца сам(а). По необходимости напишите речь ребёнка в блокноте.
— Привлекайте ребёнка к процессу приготовления. Оречевляйте по возможности все действия. Похвалите за старание говорить и делать.
— Создавайте фотоальбомы о жизни ребёнка. Это могут быть альбомы об отдыхе, о домашних делах, о его комнате, о вашей семье, о домашнем любимце и т. п.
— Альбом нужно не просто сделать и убрать, а обсудить каждую фотографию с ребёнком. Пусть он расскажет, кто снят, что он делает, что было до и после этого.
— Это должен быть настоящий, а не виртуальный альбом. Ребёнок может взять его в руки, посмотреть ещё раз, показать друзьям, отнести в школу. Хорошо, если фотографии наклеены в небольшой альбом для рисования и рядом записан рассказ ребёнка. Тогда взрослый, которому ребёнок показывает свой альбом, может помочь ему при затруднениях наводящими вопросами.
— Чаще просите ребёнка рассказывать, что он видел, где бывал, что делал. Выслушивайте его рассказ до конца, помогайте при затруднениях. Пусть ребёнок повторит свой рассказ другому человеку — папе, бабушке, знакомым.
— Просите пересказать то, что вы прочитали с ребенком совместно. Задавайте вопросы по содержанию текста.
— Если вы посмотрели с ребёнком спектакль или фильм, пусть он расскажет об этом тому, кто с вами не был.
Сергун Е. А., учитель-дефектолог