Памятка педагогам по работе с учащимися и их родителями в зависимости от типа семьи

  1. Семья, в которой «трудные» родители. Это часто одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера в такой семье характеризуется холодностью, безразличием, лишенностью духовного контакта.

Для достижения контакта с такой семьей педагог может

 применить следующую стратегию:

  • Расположить мать к себе, заручиться доверием, если она отнесется настороженно, не спешить обижаться;
  • Попробовать посмотреть на себя глазами матери. Это поможет лучше понять и контролировать

свое к ней отношении.

  • Заинтересовать судьбой подростка, пробудить ответственность за его и ее, матери, будущее;
  • Деликатно, тактично прикоснуться к сокровенным чувствам, естественному желанию

матери устроить свою личную жизнь, пробудить в ней потребность в душевных контактах с ребенком, в обмене мыслями, совместном решении повседневных жизненных проблем.

  2. Семья, где господствует безнадзорность. В семьях  этого  типа родители, как правило, употребляют   алкоголь. Для  отцов  и  матерей характерна  культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми.

     Задача педагога– терпеливо, без назидания и упреков доказать родителям пагубность их «образа жизни» на растущую личность, обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд и обиду за отца и мать, ведущих аморальную жизнь. Выяснить, кто из родителей пользуется наибольшим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении опыта, условий жизни.Подростка необходимо включить в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать, установить контроль.

     3.  Семьи,  характеризующиеся  педагогической  неграмотностью  родителей. В   такой семье родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей.

          Задача педагога – сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ним консультаций, включение в систематическую и методическую работу школы с родителями учащихся. И еще: внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях.

4. Семьи, в которых отдается приоритет материальному благополучию над духовной жизнью. В таких семьях дети, как правило, растут эгоистами, излишне практичными потребителями. И родители эти качества поощряют.

Задача педагога – изменить ориентацию родителей только на материальные ценности, заинтересовать внутренним духовным миром. Хорошо помогает «дипломатический подход» при встречах с родителями дома, в школе использовать косвенное воздействие, опираясь на их здоровые интересы, приводя при этом примеры из жизни других семей, на служение людям, доброту, благородство поступков.

5. Семьи, в которых родители предъявляют детям завышенные требования, граничащие с жестокостью. В таких семьях детей наказывают, часто физически, за малейшую провинность. И, как результат, дети растут жестокими и озлобленными.

  Задача педагогадоказать родителям, что с ребенком необходимо обращаться как с равным, отказываться от действий с позиции силы, относиться к нему как к человеку, который имеет право на самостоятельность и уважение, что терпение и снисходительность к ребенку – главное средство в воспитании.

 

Эффективный педагогический результат для всех типов семей дает прием включения

отцов и матерей в воспитательную работу класса.

Деятельное участие родителей в педагогическом процессе способствует

приобретению ими навыков сотрудничества с детьми и, в частности, со своим ребенком.

Обсуждение закрыто.