betvakti elexusbet gorabet maksibet maltcasino milosbet quennbet setrabet atlantisbahis artoscasino dumanbet elitbahis fashionbet favoribahis hiltonbet liderbahis oslobet romabet vegabet yorkbet kalebet bet10bet bahislion bahislion bahislion betpark dakikbet dumanbet fenomenbet holiganbet kalebet kolaybet lordbahis olabahis onwin piabet pusulabet süper10bet vipbahis supertotobet mariobet
betsdot
bahissenin bahissenin

Общение педагога с родителями школьников

Для всякого классного руководителя общение с родителями – неизбежная и не всегда простая часть работы. От этой работы, по сути дела, нередко зависят и объем нагрузки классного руководителя, и эффективность всей его деятельности.

Классы бывают разные, и дети в них разные и родители, но работать нужно уметь со всеми. Приходит класс из начальной школы, и слышишь: «О, ну тебе повезло, там такие родители, помогут, все сделают…» А бывает и наоборот: «У, там такие родители, слово сказать не успеешь – бегут жаловаться…» Как же сделать так, чтобы несколько лет вашей работы с классом прошли в обстановке сотрудничества и взаимопонимания с родителями?

Приходя в школу, многие родители, сознательно или нет, находятся под влиянием своих детских воспоминаний, впечатлений, часто – стереотипов в отношении школы. Нередко эти впечатления связаны с какими-то негативными эмоциями, переживаниями, возможно, детскими обидами на школу и учителей. В школе привычнее быть ребенком, поэтому, когда в школу приходит взрослый уже человек, избавиться от детских впечатлений и детской позиции ему не всегда удается. Да и мы, учителя, иногда как бы переносим свои претензии (наболевшее и накипевшее) в адрес учеников на их родителей. Это тоже связано с теми стереотипами, которые влияют на наше общение.

Стереотипное мнение о школе и о родителях

Стереотипное мнение большинства родителей об учителях следующее. Учителя – это люди с маленькой зарплатой, которые вынуждены справляться с нашими детьми. Они не в состоянии заниматься индивидуально проблемами лично нашего ребенка, им важен общий порядок в классе и успеваемость. Они нередко бывают несправедливы к детям, нервничают и кричат. Им, по сути дела, все безразлично, а мы – мучайся.

У учителей также сложилось устойчивое мнение о родителях. Какие родители – такие и дети. Отправляют ребенка в школу со всеми проблемами, которые сами не решили, а нам – разбираться. На собрание не дозовешься, дневники не подписаны, все требуют от школы, а сами детьми не занимаются.

Наверное, нужно вспомнить, что мы вместе – учителя и родители – делаем в равной степени одно общее дело, что нам доверено самой жизнью обучить, воспитать, вырастить из детей достойных людей. Мы в определенном смысле коллеги. Именно на этом принципе лучше всего строить отношения с родителями, выстраивать концепцию оптимальных взаимоотношений. Об этом желательно помнить самому и регулярно напоминать родителям.

Цель общения родителей  и учителей

Во взаимодействии с родителями важно также хорошо представлять себе, в чем, собственно, цель нашего общения. Если исходить из того, что мы встречаемся как коллеги, то, вероятно, наша задача – обмен опытом, совместная выработка каких?то решений.

Важно в ходе разговора не увлечься перечислением проблем и их деталей, а все время держать в голове ту цель, ради которой мы, собственно, встретились. (Мой девятый класс объяснил мне, что «большевики победили, потому что они знали, что делать, с какой целью и по какому плану».)

В центре внимания должна быть всегда не сама проблема, а ее решение. В противном случае есть вероятность того, что столь дорогое для нас время будет потрачено на обсуждение того, что именно было сделано не так, как от этого трудно было школе и как трудно родителям, а решение проблемы так и не найдено, т. е. разговор не будет продуктивным. Важно правильно организовать индивидуальную встречу. Прежде всего и вы, и родители должны быть уверены, что у вас будет достаточно времени для разговора. Значит, о встрече в точно назначенное время следует договориться заранее.

Информация, которую родители школьника должны знать

Родители должны знать:

1. Устав школы (хорошо, если он вывешен на стенде на первом этаже), в т. ч. о том, что родители отвечают за посещение школы и выполнение домашних заданий; правила поведения в школе и т. д.

2. Установленный порядок разрешения конфликтных ситуаций (лучше проговаривать его на каждом родительском собрании):

обо всех возникающих вопросах сообщать сразу, не затягивая решение проблемы на месяцы (этот момент следует подчеркнуть особо, отметив, что, откладывая решение вопроса, родители должны понимать свою ответственность за все нарастающие «снежным комом» последствия!);

порядок обращений: сначала обращаемся к учителю, по предмету которого возникли трудности; если не получилось взаимопонимания, то к классному руководителю, а затем уже к завучу и директору. Но если и на уровне директора не удалось разрешить конфликт, что маловероятно, – в вышестоящие организации.

3. По какой программе идет обучение. В начальной школе об этом часто сообщают на родительских собраниях, в средней – может сообщить учитель, если возникнут вопросы, это важный аргумент в ответ на возможные претензии: почему ребенка учат так, а не иначе.

4. План учебной и воспитательной работы в классе. Количество уроков, предметы и требования к ним, внеклассные мероприятия, деятельность родительского комитета – обо всем этом нужно сообщить на родительском собрании заранее.

5. О формах связи с классным руководителем и администрацией школы. Телефон школы, координаты классного руководителя (Увы! А где личная жизнь?..), приемные часы администрации, психолога, логопеда и т. д.

И самое главное: родители должны быть уверены, что педагогический коллектив в полном составе всегда открыт к контактам,

к сотрудничеству, к решению проблем.

Нередко, но весьма метко выбивают из колеи ситуации, связанные с непредвиденными конфликтами. Соблюдение вышеописанных правил информирования родителей поможет избежать многих из них. Но тем не менее то и дело в школу приходят родители, возмущенные той или иной несправедливостью, проявленной к их ребенку.

Что в этом случае делать? Прежде всего вы должны помнить о том, что школа – это место вашей работы, следовательно, бросить работу и класс ради встречи, о которой вас никто не удосужился предупредить, вы не имеете права (если, конечно, речь не идет о какой? то чрезвычайной ситуации). Разговор с эмоционально возбужденным и возмущенным родителем на пороге кабинета за 2 мин до звонка вряд ли будет целесообразным. Просто попросите подождать, мотивируя это и вашими рабочими обязанностями, и тем, что вы не договаривались о встрече заранее. Достаточно в этот момент лишь коротко выяснить суть вопроса, поблагодарить за визит, пообещать разобраться потом – эмоционально трудный разговор посреди рабочего дня лучше не начинать.

Итак, мы отложили разговор, но можно и избежать его, попросив родителя обратиться к тем, кто лучше разбирается в ситуации (если это возможно). В дальнейшем при обсуждении конфликтной ситуации следует помнить, что, как бы ни был возмущен родитель, речь идет о вашей работе и именно рабочими реалиями объясняется все, что вы делаете. Поэтому желательно избегать аргументов личных, а опираться на аргументы деловые.

Не стоит говорить:

«Я лучше знаю, что мне делать и как учить детей». Лучше сказать: «Мы работаем по программе Иванова? Кузякина, утвержденной Министерством образования. В соответствии с этой программой…», или же начать ответ, используя следующие выражения:

– Согласно Уставу школы…

– Дело в том, что в обязанность учителя согласно Кодексу РБ  «Об образовании», входит…, а… не входит.

– Дело в том, что согласно Кодексу РБ  «Об образовании» и Уставу школы (вы, наверное, читали у нас на первом этаже) в обязанность родителей входит…

– Этот вопрос не в моей компетенции, но я постараюсь выяснить все, что с этим связано и обязательно поставлю вас в известность.

– Я бы рада вам помочь, я вам сочувствую, но в соответствии с правилами…

– Я обязательно все проясню и сообщу вам о результатах.

Как вы, вероятно, заметили, речь идет здесь в основном о том, что личная ответственность учителя определяется существующими правилами, законами, т. е. решение вопроса передается в соответствующие инстанции. Тут есть один секрет: когда собеседник понимает, что лично от вас ничего не зависит, что и вы, и он вынуждены как? то приспосабливаться к некой третьей силе, его возмущение, как правило, стихает, и появляется возможность конструктивно решить проблему.

Понятно, что в таких ситуациях еще важнее, чем в обыденной беседе, фиксировать внимание не на самой проблеме, а на том, как ее решить, т. е. что требуется делать. Из вышеизложенного следует, что для успешного взаимодействия с родителями необходимо:

исходить из принципов сотрудничества в вопросах образования и воспитания детей;

фиксировать внимание при беседе с родителями не на подробностях проблемы, а на способах ее решения;

убедиться, что для планируемого разговора будет достаточно времени;

объективно оценивая ребенка, начать разговор с позитивных моментов;

создать доверительную атмосферу разговора;

вести беседу в направлении поиска путей решения проблемы, преодоления трудностей, т. е. не обсуждать, кто виноват, а решать, что делать;

быть готовым привлечь к ситуации смежных специалистов.

 

Работа классного руководителя – интересная, захватывающая, но отнимающая много времени и сил. Вместе с родителями она становится легче и конструктивнее.

Успехов и терпения Вам, коллеги!