Адаптация к школе — это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. Самый важный результат помощи родителей в адаптации ребёнка к школе — это хороший настрой на повседневную школьную деятельность и ко всем лицам, участвующим в учебном процессе (учителям, воспитателям, детям).
Ребенку, начинающему обучение в школе, необходима моральная и эмоциональная поддержка. Его надо хвалить и поменьше ругать. А хвалить именно тогда, когда он что-то делает. Но:
- Ни в коем случае не сравнивать его посредственные результаты с требованиями школьной программы, достижениями других, более успешных, учеников. Лучше вообще никогда не сравнивать ребенка с другими детьми (вспомните свое детство).
- Сравнивать ребенка можно только с ним самим и хвалить только за одно: улучшение его собственных результатов. Каждый, даже самый малейший успех должен быть отмечен искренне и без иронии родителями. В чем бы ни был успешен ребенок — в спорте, домашних делах, в рисовании, конструировании и т.д., ему ни в коем случае нельзя ставить в вину неуспехи в других школьных делах. Напротив, следует подчеркнуть, что раз он что-то научился делать хорошо, то постепенно научится всему остальному.
Снизить тревоги ребенка школьными делами можно следующими средствами.
- Не показывать ребенку свою озабоченность его школьными успехами.
- Искренне интересоваться школьной жизнью ребенка и смещать фокус своего внимания с учебы на отношения ребенка с другими детьми, на подготовку и проведение школьных праздников, дежурства, экскурсий и т.п.
- Подчеркивать, выделять в качестве чрезвычайно значимой ту сферу деятельности, где ребенок больше успешен, помогать тем самым обрести веру в себя. Чем больше мы пытаемся воспитывать, давить, тем больше растет сопротивление, которое проявляется иногда в резко отрицательном, ярко выраженном демонстративном поведении — истеричность, капризность. Это порождается отсутствием любви, внимания, ласки, понимания в жизни ребенка.
Пробуждение.
Если ребенок встает с трудом, не нужно будить его, тормоша и скидывая с него одеяло, не нужно вступать в спор по поводу «последних минуток». Можно решить вопрос по-другому — поставить стрелку на пять минут раньше: «Да, я понимаю, вставать не хочется. Полежи еще пять минут».
Возвращение из школы.
Не задавать вопросы, на которые дети дают привычные ответы.
— Как дела в школе? Нормально.
— А что сегодня делали? А ничего.
— Что получил? и т.д.
Вспомните себя, как порой раздражал этот вопрос, особенно когда оценки не соответствовали ожиданию со стороны родителей. Добавьте в свой словарь следующие фразы: «Пусть все сегодня будет хорошо», «Желаю хорошего дня», чем «Смотри веди себя хорошо, не балуйся».
Пора спать.
Младших школьников лучше укладывать спать самим родителям. Если перед сном доверительно поговорить с ним, внимательно выслушать, успокоить страхи, показать, что ты понимаешь ребёнка, тогда он научится раскрывать душу и освободится от страхов, тревоги, спокойно заснет.
Чтобы ребёнок ощутил вашу поддержку и заботу, любовь и внимание, чтобы чувствовал себя нужным, обязательно говорите ему слова любви. Это поможет вашему малышу учиться с гордостью и увеличит его желание ходить в школу.
Удачи Вам и Вашим детям!