Во все времена говорилось, что в воспитании нет рецептов. И, тем не менее, в трудах многих педагогов обнаруживаются правила, принципы, заповеди разумного воспитания. Поразмышляйте над ними. Возможно, удастся дополнить эти тезисы.
Заповедь первая
Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении.
Основой основ эффективного стиля воспитания в семье является положительная эмоциональная установка. Воспитание детей — одно из самых прекрасных занятий человека, и ему непременно должны сопутствовать хорошее настроение, спокойствие, расположенность к общению.
Чтобы убедиться в принципиальной важности этого простого совета, достаточно ответить на несколько вопросов. Где вам уютнее — в компании друзей, расположенных к вам, радующихся общению, или на сборище угрюмых субъектов, где каждый занят своим делом? Нравится ли вам, когда на вас кричат, либо вы предпочитаете нормальный тон разговора?
Любой человек моментально даст на эти вопросы однозначные ответы в повседневном общении с детьми. Разве нет у нас семей, в которых обстановка напоминает «заговор молчунов», организация быта отдает безалаберностью, а основные детали выяснения отношений звучат так громко, что хорошо слышны соседям. Для тех, кто не относит свою семью к подобным, эта заповедь отменяется за ненадобностью.
Заповедь вторая
Ясно определите, чего вы хотите от ребенка (и объясните это ему), а также узнайте, что он думает по этому поводу, убедите его, что ваши воспитательные цели — это и его цели.
Дети не повторяют жизнь родителей, им суждено пройти свой путь. И они необязательно хотят того же, что и вы. Поэтому лучше всего договоритесь о каких-то принципиальных пунктах.
Заповедь третья
Предоставьте ребенку самостоятельность, воспитывайте, но не контролируйте каждый его шаг.
Не подменяйте воспитание опекой. Взрослые не любят, когда вмешиваются в их дела, руководят поступками, навязывают готовые решения, копаются в мелочах. Дети -тоже. Однако дети — люди неопытные. И хотя им очень хочется до всего дойти самим, сделать это они могут лишь с помощью взрослых, которая должна быть тактичной, своевременной и умеренной, именно помощью, а не выполнением того или иного дела «вместо», «за» ребенка.
Заповедь четвертая
Лучше всего не подсказывайте готового решения, а показывайте возможные пути к нему и разбирайте с ребенком его правильные и ложные Шаги к цели. При этом очень важны эмоциональное стимулирование и немедленная реакция на каждое достижение ребенка. И здесь…
Заповедь пятая
Не пропустите момента, когда достигнут первый успех. Никогда не ждите особого случая — хвалите ребенка за каждый удачный шаг. Им вы эмоционально поддержите его. Ребенок чувствует, что его
достижения не остались незамеченными. Причем хвалите не вообще — а конкретно.
Не «ты молодец», а «ты молодец, потому что…», и обязательно дайте почувствовать свое настроение — в данном случае свою радость по поводу его успеха.
Если ребенок делает какое-то неверное действие, совершает ошибку, то необходимо…
Заповедь шестая
Указать ему на эту ошибку. Своевременно сделать замечание, сразу дать оценку поступку и сделать паузу, чтобы ребёнок осознал услышанное. Любое замечание надо делать сразу после ошибки. При этом запомните…
Заповедь седьмая
Главное — оценивайте поступок, а не Личность: сущность человека и отдельные его поступки не одно и то же.
К сожалению, именно в этом пункте таится самая распространенная и самая серьезная родительская ошибка. «Ты плохой» (оценка личности) звучит очень часто вместо правильного и уместного в этой ситуации «ты поступил плохо» (оценка поступка). Необходимо конкретно объяснить, в чем состоит ошибка, почему ребенок поступил неправильно. Если критикуются поступок, конкретная ошибка, а не личность, то у ребенка отпадает необходимость защищаться, а с ней и ненужные страхи, боязнь наказания, вынужденная ложь и т. д. Из строгого, даже жесткого, но спокойного и справедливого анализа поступка рождается вера в свои силы, в справедливость родителя, в его последовательность.
Для того чтобы указать ребенку на ошибку, не нужно вспоминать всю свою жизнь и все истории, которые вам представляются подходящими к моменту. Ваше замечание по поводу ошибки или поступка должно быть кратким, определенным. Чем короче замечание — тем лучше. После замечания обязательно…
Заповедь восьмая
Прикоснитесь к ребенку и тем самым дайте почувствовать, что сочувствуете его ошибке, верите в него, несмотря на оплошность. Дайте ребенку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что вы по-прежнему хорошего мнения о нем.
Дайте понять (не обязательно это говорить), что когда этот неприятный разговор будет окончен, то инцидент будет исчерпан. Сущность человека и его поступка — не одно и то же. Ведите себя именно так.
Заповедь девятая
Не поддавайтесь ложной мысли о том, что дети делятся на талантливых и неталантливых, хороших и плохих. Каждый ребенок может достигнуть многого, но для этого он должен видеть конечную цель. Воспитание — это последовательность целей. По Макаренко, личность есть производное от гармонического соединения ее перспектив — близкой, средней и дальней. Если вы хотите быть действительным помощником в жизни своих детей, то не ждите, пока они сделают ошибку. Помогите ребенку строить систему перспективных целей — от дальней к средней и от нее к сегодняшней. ‘
Кроме того, воспитание должно быть поэтапным. Если вы приведете высокого, прыгучего, честолюбивого молодого человека в сектор для прыжков в высоту, укажете ему на планке отметку мирового рекорда и скажите «Прыгай!», то ничего путного не добьетесь. Плавку надо поднимать постепенно. Так же постепенно, двигаясь от первой высоты к следующей, штурмует планки человеческого роста ребенок.
Задача воспитателя — своевременно и точно поднимать планку, руководствуясь системой перспективных целей.
Заповедь десятая
Воспитатель должен быть твёрдым и строгим, но добрым.
И в этом суть современности. Ведь если в отношении дурного поступка проявилась жесткость и бескомпромиссность — как он того заслуживает, а человеку дать понять, что относишься к нему хорошо, — это дает результаты в воспитании.
И не надо мучиться ложным выбором — какой метод воспитания лучше: «авторитарный» или «либеральный». Ни абсолютная твердость во что бы то ни стало, ни такая же безграничная доброта не годятся в качестве единственного основополагающего принципа воспитания. Все хорошо в свое время, и надо уметь применять разные методы в соответствии с конкретной ситуацией. Тогда воспитание будет своевременным и современным, или «демократическим». В любом случае оно будет проходить в соответствии с идеями научной педагогики и психологии.